Маленькие правила фотографирования


          Об искусстве фотографии написаны тома книг. В юности прочёл их не мало. Есть изумительные экземпляры. Хотя, практически все подобные произведения отличает простота и понятность описания. Они читаются как литературно-поэтические творения. Связано это, видимо, с увлечённостью и любовью авторов к процессу создания фотографии и с обилием иллюстраций. Ведь если постараться и повезёт – можно получить очень красивые и глубокие по смыслу кадры. Разумеется, в большинстве таковых изданий есть главы о проявке и печати и в своё время провёл много часов в ванной в свете красного фонаря. “В обнимку” с фотоувеличителем. “Магия” появления изображения на фотобумаге погруженной в кюветку с проявителем знакома мне весьма хорошо. Сейчас ни за, что не стал бы тратить столько времени и сил на это. Но в те времена не было столько пунктов проявки и печати, тем более цветных фотографий за сравнительно низкую цену, как это есть сейчас. Да и парень с фотоаппаратом, способный сделать хорошие фотографии, тогда, получал добавочный бонус внимания девушек… Для них-то, собственно и огород городился. В основном..
          Но сегодня есть уже недорогие цифровые фотоаппараты. Да и компьютеры чуть ли не в каждом доме. Потому уже нет необходимости в химической рутине. Фотографии получаются сразу, цветные и обрабатывать их можно в очень широких пределах во всевозможных графических редакторах. При всём этом главы о выборе и съёмке в тех, “старых” книгах по-прежнему актуальны и нужны. Их можно смело рекомендовать к прочтению и сейчас. У меня, нет цели создавать какой-либо из таких опусов. Но несколько, как мне кажется ценных и необходимых советов, коими пользуюсь постоянно и давно, для получения как минимум хороших фотографий, хотелось бы сказать.
                    Задний план
          Да, считаю этот пункт главным. Плохим “задником” можно загубить кадр даже с самым распрекрасным объектом на переднем плане. Такие образцы в изобилии можно найти в семейных коллекциях людей, побывавших на море. Например, так называемые, “пляжные фотографии”. На них можно увидеть красивую девушку в купальнике, с замечательным выражение лица. Но чуть дальше часто запечатлён какой-нибудь дядька с животом или большие целлюлитные округлости дам в возрасте. Или мусор, разбросанный там и сям по кадру…. Хорошим же фоном исправляется и значительно красится кадр с основным, но не особенно выдающимся главным объектом. Например, замечательный пейзаж с заходящим солнцем очень выгодно украсит человека, которого собственно и снимали. Так что – выбирайте красивый задний план. Всегда. Это спасёт любой неудачный в кадр.
                    Освещение
          Как известно, лучшее освещение для фотографии – рассеянное. Лёгкая облачность, почти скрывающая солнце это лучшее, не только для загара, но и для получения качественного портрета. Ведь при ярком, солнечном, освещении на фотографии у людей неизбежно будут тёмные “круги” под глазами, под носом, подбородком. Да и люди вынуждены щуриться, при таких условиях, что так же искажает нормальное выражение лица. Делая его мало узнаваемым.
Немного другое – это фотографирование пейзажей. Тут, конечно главное для фотографирующего человека это стоять спиной к светилу. Только так можно избежать бликов и искажений освещения на получившейся фотографии. Но резкие переходы света и тени неизбежно будут присутствовать и здесь, что впрочем, будет не так уж и важно. В отличии от портрета.
          Но если уж необходимо сделать кадр при таком свете, нужно разместиться и самому и объекту в большую рассеянную тень. Под крону большого, густой листвы дерева, к примеру.
                    Человек в кадре
          Собственно фотографируя человека нужно занять такую точку съёмки, что бы была некая гармония между ним и тем пейзажем у него за спиной. Ни в коем случае на кадре не должно получиться, что дерево “растёт из головы” наподобие рогов. Человек должен быть отделён от остального окружения некой дистанцией. Как минимум полуметром. И гармонично, равновесно вписываться в антураж. Задний план в метре вокруг запечатлеваемого должен быть равномерным, без каких-либо контрастирующих элементов. Лучше всего – куст, крона дальнего дерева, здание, море. Помните, наш взгляд “бегает” по фотографии в поисках особых, выделяющихся элементов. Задача фотографа, что бы этим элементом был человек в кадре. Разумеется, в кадре не должны присутствовать другие, не знакомые люди. Это “замусоривает” кадр не нужными элементами.
          Особо нужно сказать о цельности человека в кадре. Есть такой закон для фотографа: Или весь или по пояс. То есть в кадре обязательно должен присутствовать фотографируемый полностью, с головы до ног. Либо с макушки до пояса, но с обеими руками в кадре. Никаких “ампутаций” по щиколотку или отсутствия конечности или части лица. Ничто так не портит фотографию, как “уходящие в никуда” части тела на снимке. Что бы этого достичь нужно варьировать расстояние между человеком и фотоаппаратом. Идеальным, по-моему является отрезок в 4-6 метров. При этом, фотографируемый не только помещается в кадр полностью, но и имеет какой-то зазор до края снимка.
                    Поведение фотографа
          Это самое сложное, наверное, не только для меня, дело. По сути, ведь, на фотографии человек “смотрит” не на зрителя, а на фотографирующего. От него зависит, какое выражение снимаемых получится в кадре. Обычно люди при виде фотоаппарата направленного на них - напрягаются. Несколько сковываются, и это ухудшает их вид.
По этому должно быть доверие к фотографу. К его мотивам. Уверенность, что он постарается не изуродовать облик “фотомоделей”. Что неудачные фото никто и никогда не увидит. По моим наблюдениям, практически наверняка, хороший кадр, где выражения лиц хороши, это сделанный с авто взвода. При установленном аппарате на штатив или струбцину. В этом случае люди расслабляются, и лица получаются гораздо благообразнее.
                    Штатив
          Собственно это необходимейшая вещь для получения отличного кадра. Установленная на него камера не трясётся мелким, естественным дрожанием рук. А значит, кадр получается не смазанным и с максимальной резкостью. Становятся видны мельчайшие детали, прожилки листьев, камешки и прочие мелкие объекты. Это здорово улучшает кадр. В некотором приближении можно использовать палку, или две. На которые упираются руки с фотокамерой.
          Со штативом открывается ещё одна замечательная возможность съёмки – дальняя. У большинства цифровушек есть такая функция – зум. То есть возможность программного и “объективного” увеличения. В моем фотике, к примеру, можно суммарно приблизить объект в четырнадцать раз! Другими словами можно снять лицо человека во весь кадр, находящегося в 30 метрах! А на расстоянии 100 метров всё ещё вполне различимы детали и выражение лица. Эта функция в сочетании со штативом даёт возможность получить снимок ребёнка, например, в естественном, не напряжённом состоянии. Ведь он не догадывается, о том, что его видно в кадре. Взрослые так же получаются гораздо лучше с большого расстояния. По той же причине – они более расслаблены. Не заморачиваются мыслями о своей фотогеничности. И получаются в кадре значительно лучше, чем фото “в упор”.           Долгое время я пользовался фотографической струбциной. В ней был винтовой элемент, который можно было вкрутить в столб, пенёк, толстую кору дерева. А на неё навинтить сам аппарат. Недостаток – невозможность подыскать лучшую точку съёмки. Она здесь определяется только наличием объекта привинчивания струбцины.
                    Количество кадров
          В цифровом фотоаппарате количество кадров определяется объёмом памяти и установками качества и размера кадра. Как показывает практика, после активного использования аппарата, далее следует спад интереса к фотосъемке. И уже в большинстве случаев вполне достаточно 128 Мбайтовой памяти.
          Если фотографируются люди, весьма желательно делать несколько дублирующих снимков. Не менее пяти. Так делают профессиональные фотографы. Что бы можно было выбрать наиболее лучший кадр, или хотя бы сносный. Ведь людям свойственно менять выражение лица и с одного кадра очень сложно поймать оптимальное.
          А съёмка группы людей так просто требует обязательного дублирования. Кто-то обязательно закроет глаза, кто-то скорчит рожицу, подставит рожки и, скосит глаза. Если будет несколько кадров, то можно потом, выбрать лучший кадр или отдать человеку именно тот экземпляр, где он выглядит наиболее прилично.
          Тема, конечно очень большая, но это основное.



На главную страницу

Хостинг от uCoz